Друзья!
Я - преподаватель Сешен, и с сегодняшнего дня я буду вести у вас новый предмет под названием "Древнеегипетская мифология".
Я думаю, вы уже много знаете о мифологии вообще и о мифологиях разных народов - в частности. Тем не менее, мне кажется необходимым еще раз заострить ваше внимание на особенности этого понятия. Ведь мифология - это не просто рассказ о том, как какой бог выглядел, что он сделал, и что из этого получилось. Это не набор разрозненных историй и персонажей. В первую очередь, это развернутое описание мира каким его себе представляет данный народ. В мифологию входят и представления о том, как устроен мир, откуда он взялся, почему в мире все происходит так, а не иначе; в мифологию включены рассказы о тех или иных деяниях богов и людей; объяснения, почему люди поступают так, как поступают; предписания, как и почему следует себя вести в каждый момент своей жизни; мифология описывает, в чем суть жизни человека и что с ним будет после смерти. Все эти аспекты слиты, сплавлены в единое всеохватное целое, и нельзя полноценно объяснить что-то одно, не затронув подробно практически каждый другой аспект. Поэтому очень трудно разбить мифологию на отдельные "темы" - сотворение мира, мифы о богах и т. д. Однако для изучения нам придется выделять отдельные фрагменты цельного полотна и разбирать их поштучно. Вы не должны ни на минуту забывать, что такое деление мифологии искусственно, каждый раз оно будет обеднять изучаемую тему. Тем не менее, по мере изучения белые пятна будут заполняться, и в конце, я надеюсь, мы сможем прийти к единому, играющему всеми красками полотну древнеегипетской мифологии.
Древнеегипетская цивилизация существовала очень долго. За это время страна Египет не раз коренным образом менялась. Эпохи достатка, мира и роскоши сменялись эпохами разрухи, голода, гражданской войны. В глубокой древности построили великие пирамиды, тогда же, в глубокой древности, их разграбили, кощунственно уничтожив священные царские останки. Создали и разграбили Долину царей. Возвысились и низверглись одна за другой около тридцати царских династий. Из этой динамичности древнеегипетской истории есть несколько следствий.
Первое, что следует учитывать, - письменность была изобретена египтянами очень рано по сравнению со всеми другими цивилизациями, однако египетская к моменту изобретения письменности уже прошла долгий путь. Древнеегипетская мифология уходит корнями в темную глубину дописьменных тысячелетий. Следующее, о чем надо помнить, - это то, что мифологические представления способны изменяться; более того, они активно изменялись в течение веков. В то же время египтяне старались сохранять, переписывать и переосмысливать как новые представления, так и очень древние, поэтому архаические и эволюцонировавшие представления переплетались. До нас дошел неразделимый клубок представлений самых разных времен, клубок, охватывающий около шести тысяч лет, - в три раза больше, чем прошло с Рождества Христова.
И третье чрезвычайно важное следствие - проблема источников, или памятников. Знания не приходят ниоткуда. Все, что мы знаем о древнем Египте, выведено из тех или иных артефактов древнеегипетской культуры. Источником или памятником называют такой артефакт культуры, из которого может быть вынесена какая-либа информация об этой культуре. Источники можно грубо разделить на:
По сравнению существовавшим когда-то количеством письменных источников до нас дошли малые, ничтожные крохи, часто весьма позднего происхождения. Поэтому вы должны понимать, что выборка дошедших до нас сведений во многом носит случайный характер. Следует помнить: то, что мы знаем, - лишь капля в море утерянных сведений.
Причин того, что до нас дошла лишь крошечная доля знаний о древнем Египте, несколько. Основые из них - это, безусловно, та огромная бездна времени, что отделяет нас от древнего мира, и те специфические природные условия, в которых существует Египет, - условия, отнюдь не способствующие сохранению любых памятников, письменных или нет. Египет, пригодный для жизни, - узкая речная долина, стиснутая с двух сторон пустыней. Это страна, где люди вынуждены существовать в условиях огромной скученности. В древности Египет был одной из самых плодородных земель всего мира, поэтому людей здесь было очень много. Тысячелетиями они жили на одном месте, используя для строительства обломки нежилых или сломанных зданий, для труда - обломки и осколки разбитых, сломанных предметов. К тому же, разграбление погребений и торговля погребальным инвентарем - отнюдь не гримаса современности, а, можно сказать, одна из древнейших египетских профессий. В результате всего этого погибло огромное количество артефактов культуры.
Итак, древнеегипетская история охватывает огромный промежуток времени. Ученые считают, что началось все с того, что лесостепи, которые были в древности на месте африканских пустынь, начали иссыхать, и люди были вынуждены спуститься в долину Нила, начать возделывать землю и жить ее плодами. Это удавалось лишь с огромным трудом и страшными потерями. Узкая вытянутая долина Нила осваивалась людьми одновременно в разных местах; так возникло множество отдельных самостоятельных округов, в каждом из которых была своя жизнь, свои нравы, своя история и своя мифология. В каждом округе - номе - творение мира представляли себе по-разному. Позже, когда номы были объединены правителем одного из них в единое государство, по-прежнему сохранялись разные версии творения мира, ведь в Египте тогда не существовало представления о единственности бога, а следовательно, не существовало и стремления уничтожить любые альтернативные религиозные представления.
В каждом номе существовала своя собственная история о творении мира. Общим для всех сказаний является представление о Нуне. Нун - это хаотическая пучина вод, которая была раньше всего. Сначала в мире был лишь первозданный водный хаос, неупорядоченная масса вод. Не было света, суши, светил, людей и богов, был только первобытный океан Нун. Однако он не был мертвым: в его темных водах потенциально существовали некие силы, точнее, пред-существовали.
Хотя Нун и представлял собой хаос, это божество в высшей степени благостное, в отличие от врага солнечного бога - змея Апопа, также представлявшего собой силы хаоса. Египтяне считали, что Апоп был создан, когда великая богиня Нейт - мать всех богов - плюнула в Нун: ее слюна обратилась в гигантского грозного змея.
У бога Нуна не было собственных храмов и собственного жречества, однако в то же время во множестве храмов, посвященным самым разным богам, обязательно существовало священное озеро, которое представляло собой Нун - первоначальный водный хаос. В городе Абидосе, - центре почитания Осириса, - в знаменимтом храмовом комплексе Осирейоне Нуна представлял священный подземный канал. Изображения Нуна можно встретить повсюду. Обычно Нун изображался в виде человека с головой лягушки, либо же бородатого мужчины с телом, окрашенным в синий или зеленый цвет, на голове которого - пальмовая ветвь (символ жизни), такая же ветвь в его руке. Нун часто изображался поднимающимся из воды, возносящим при этом на руках солнечную барку - ладью, на которой солнце путешествовало по небу.
О том, что пред-существовало в Нуне до творения и как оно пришло в мир, повсюду думали по-разному. В чем-то все эти истории весьма схожи, в чем-то - абсолютно разнятся. До нас дошли только несколько очень поздних связных рассказов о творении, однако множество мелких замечаний, указаний, мимоходных упоминаний и ссылок в сотнях других текстов указывают на исконность этих воззрений.
. В Гермополе считали, что в водах Нуна пред-существовала Великая Восьмерка, по-египетски "Хемену" ("8"), которую греки позже назвали Огдоадой. Восьмерка - это четыре супружеские пары божеств, боги в которых изображались с головами лягушек, а богини - с головами змей. Каждая из четырех пар представляла некую предвечную силу. Силами этими были водная стихия, бесконечность, мрак и ничто. Имена этих божественных пар: Нун и Наунет (воды), Ху и Хаухет (бесконечность), Кук и Каукет (мрак), Ниау и Ниаут (ничто). По сути, эти божества не столько пребывали в предвечном океане, сколько представляли собой мир до творения - вода, тьма, бесконечность, отсутсвие всего.
Так было. И вдруг произошло нечто. Источники говорят об этом разное. В одних говорится, что на поверхность бесконечного Нуна внезапно, ниоткуда поднялся цветок лотоса, распустился - и из него появилось солнце, солнечное дитя, осветившее своими лучами мир: "вышел цветок лотоса с юношей прекрасным внутри, облиставший эту землю лучами своими бутон лотоса с карликом в нем". В других говорится, что внезапно из вод Нуна поднялся первый холм земли, - будущий священный холм в Гермополе, - а на нем уже распустился цветок лотоса, из которого взошло солнце. Во всяком случае, лягушки и змеи - предвечные божества - радостно приветствовали новорожденное солнце. Так начался мир.
Обратите внимание, что лягушки и змеи Огдоады - вовсе не враждебные солнцу божества; напротив, они радуются его явлению в мире, а египетские тексты называют их "Хемену величайшие, превечные, почтенные, существующие изначально", "божественные отцы и матери", которые были при Ра, когда тот еще скрывался в хаосе.
Вы видите, что творение мира - это всегда творение солнца и/или возникновение первого кусочка суши. Это представление главенствовало повсеменстно, и это не удивительно. Вспомните: каждый год великая река Нил разлвалась и затопляла всю долину, всю пахотную землю. Плодородная равнина превращалась в бескрайние мутные воды. Через несколько месяцев вода спадала, постепенно обнажая холмики земли. Эти холмики, ежегодно поднимающиеся из вод разлива, - надежда на жизнь изнемогающих от невыносимой жары людей, - связывались с появлением первого холма земли из Нуна. Естественно, что первыми живыми существами, появляющемися после разлива, были змеи и лягушки, скрывающиеся в иле, а также птицы, носящиеся над водою. Солнце же - вообще центральная фигура египетской мифологии, демиург, творящий мир одним своим явлением в него. Идею о появлении солнца из цветка лотоса часто связывают с особым природным феноменом: цветок лотоса обычно проводит ночь в виде бутона под водой. На рассвете бутон поднимается из воды и раскрывает лепестки навстречу первым лучам солнца. На закате цветок лотоса снова собирается в бутон и уходит под воду. Египтяне видели в этом особую связь между лотосом и солнцем. Представление о том, что солнце появилось на свет из цветка лотоса, было распространено в Египте чуть ли не повсеместно наряду с дргими воззрениями. Уже в позднем Египте изображали солнечного младенца, выходящего из лотоса. В этой связи вы можно вспомнить культовый предмет из гробницы Тутанхамона - скульптурное изображение головы юного царя, поднимающейся из цветка лотоса. Ведь царь, как мы узнаем позже, очень тесно связывался с солнечным божеством.
Здесь, я думаю, мы прервем наш разговор о древнеегипетской космогонии.
Это задание дополнительное, не обязательное. Вы не обязаны выполнять его, наличие или отсуствие доклада не влияет на оценку за домашнюю работу. Доклады даются для того, чтобы вы лучше усвоили материал лекции, узнали больше о древнеегипетской мифологии и имели возможность заработать баллы. Максимальная оценка за доклад - 5 баллов. Чтобы получить 5, доклад должен быть очень хорошим. Вы можете сдать только один доклад по каждой лекции.
Эта лекция для студентов всех курсов - 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7. Крайний срок сдачи лекции - 25 сентября.
В кабинет | В Хогвартс | |
Отправить домашнюю работу |