СОТВОРЕНИЕ МИРА. Часть 2

Доброе утро, друзья мои.

Атум Сегодня мы с вами продолжаем наш разговор о том, как представляли себе древние египтяне сотворение мира. Итак, в Нуне... Минуточку, все помнят, что такое Нун? Что-то вы притихли :) Есть желающие напомнить? Да, дорогая, спасибо, Вы абсолютно правы, Нун - это первобытный водный хаос, из которого произошло всё. Отрадно видеть, что кто-то еще что-то помнит :) Напомню вам, что в прошлый раз мы говорили также о гермопольской версии творения мира, благостной Огдоаде с головами змей и лягушек и солнечном младенце, родившемся из цветка лотоса.

Должна сказать, что в действительности представление о рождении солнца из цветка лотоса было распространено в Древнем Египте повсеместно. Однако это представление было далеко не единственным. Пожалуй, самой знАчимой в дальнейшем развитии египетской теологии была другая версия творения, - версия, зародившаяся в городе Гелиополе. Согласно гелиопольской космогонии, в бескрайних темных водах Нуна возник бог Атум: "Этот царь возник из Нуна, когда не было еще неба, когда не было еще земли, когда еще ничего не существовало..." ("Тексты пирамид"). Атум возник сам собой, поэтому он носит почетный титул "создавший сам себя", но в то же время Нуна иногда называли "отцом Атума". Вы должны понять, что эти два утверждения с точки зрения древнеегипетской логики никак друг другу не противоречат, а напротив, наилучшим образом дополняют друг друга. Я знаю, понять это трудно :), поэтому советую вам просто начать привыкать к этой мысли. В конце лекции мы вернемся к этой особенности древнеегипетского мировосприятия.

Атум - это одновременно и самый первый холм земли, возникший из Нуна, и бог солнца. Рождение Атума из Нуна следует понимать двояко: это и появление первого холма земли, и появление солнца над этим холмом. Не зря существовало также представление, что Атум - это первый холм земли, оживший под лучами солнца. Таким образом, в Атуме соединяются черты хтонического и солнечного божества. Извечная нескончаемая борьба и единство хтонических и солярных элементов - чуть ли не главная черта египетской мифологии. Изображался Атум обычно антропоморфно, то есть в виде человека. Шу

Тефнут Когда в мир явился Атум, не было еще ничего, кроме самого Атума и бесконечного Нуна. Атум породил, выплюнув изо рта, богов-близнецов Шу и Тефнут. Здесь мы имеем дело с игрой слов: слово Шу созвучно египетской форме "ишешни" - "я выплюнул", а Тефнут - "я изрыгнул". Тефнут, рожденная Атумом, - богиня влаги. Шу - божество, персонифицирующее пространство, отделяющее небо от земли, воздух, наполненный светом, - сияющую пустоту меж небом и землей. Сегодня Шу часто называют богом воздуха, однако у древних египтян не было понятия "воздуха" - газа, атмосферы, удерживаемой вокруг земного шара силой земного притяжения. Для них воздух - это ветер, это дыхание, это светящееся пространство, отделяющее небо от земли, то есть Шу. Шу и Тефнут часто изображались в виде двух львов. Тефнут сама по себе обычно изображалась женщиной с головой львицы или просто женщиной. Шу обычно изображался антропоморфно; тогда его часто можно узнать о перышку, прикрепленному к прическе.

Шу Нут-небо, выгнувашяся над Гебом-землей, и их отец Шу, разъединяющий их Божественные близнецы Шу (наполненное светом пространство) и Тефнут (влага) породили следующую пару богов - Геба и Нут. Геб - бог земли, а Нут - богиня неба. Теперь в мире, кроме Нуна и Атума, уже были воздух и влага, земля и небо. Геб и Нут также изображались антропоморфно. Вы наверняка знаете это изображение: Геб, земля, лежит, а Нут стоит, изогнувшись над Гебом и упираясь в него руками и ногами и представляя таким образом небосвод. Свою мать-небо поддерживает над землей Шу - бог воздуха.

У Геба и Нут, второй божественной пары, родились четверо детей: Исида (Изида) и Нефтида (Нефтис), Осирис и Сетх (Сет). Все эти боги вместе - Атум, Шу и Тефнут, Геб и Нут, Исида, Нефтида, Осирис и Сетх - составляют знаменитую гелиопольскую эннеаду - "Девятку". Эннеада почиталась во всем Египте и неизменно присутствовала в религиозных текстах. Боги Эннеады считались первыми царями Египта.

Птица Бену Птица Бену Итак, мы с вами рассмотрели еще одну из центральных древнеегипетских версий творения. Однако даже в самом Гелиополе это было далеко не единственное представление о происхождении мира. Наряду с творением эннеады, в этом городе существовал и такой миф: из Нуна поднялся камень "Бенбен", что знаменовало начало творения. На камень Бенбен прилетела птица Бену, божество, которое называли "тот, кто сам из себя возник". Так в образе птицы Бену в Гелиополе впервые явилось солнце.

Другие космогонические мифы рассказывают то о яйце из земли и влаги, которое явилось на первом поднявшемся из первоначального хаоса холме, то о яйце "Великого Гоготуна", снесенном на землю. Так или иначе, из этого яйца родилось солнце.

Вернемся к многочисленным версиям творения мира. Существовал миф, согласно которому солнце было рождено в виде теленка огромной коровой - небом, поэтому "Тексты пирамид" иногда называют Ра "золотым теленком". Иногда это сказание сплетается с другими мифами: например, на многих ритуальных сосудах изображены две небесные коровы, стоящие по сторонам лотоса, на котором сидит новрожденое солнце. Есть также текст, в котором сразу после своего появления на свет солнечный младенец "сел на спину небесной коровы Мехет-Урет и поплыл по горизонту".

Нут в образе свиньи. Амулет Среди мифов о сотворении мира есть и такой сюжет: богиня неба, Нут, - свинья, каждую ночь рождающая поросят - звезды. Всю ночь они плывут по небу, а на рассвете мать проглатывает своих детей, а вместо них рождает на небосклон Ра - солнце. В течение дня солнце плывет по небу, а на закате Нут проглатывает Ра, а на его место вновь приходят поросята-звезды. Однажды супруг Нут, бог земли Геб рассердился на нее за то, что она пожирает своих детей, и они поссорились. И тогда отец Нут бог воздуха Шу подял ее над землей и сказал: "Геб, да не ссорится он с ней из-за того, что она поедает (их) порождения, ибо она родит их…"

Хнум, лепящий на гончарном круге человека. Прорисовка Хнум. Рельеф Как видите, мифы о сотворении мира практически не упоминают человека. Египтянам были чужды утилитарные представления о творении человека, свойственные, скажем, шумерам, считавшим, что боги создали людей для того, чтобы люди работали и приносили плоды своих трудов в жертву богам, кормя их таким образом. Египтянам было чуждо также представление о человеке как венце творения. Все их мифы о творении мира сосредоточены на появлении солнца и земли, космоса в целом, установлении текущего порядка вещей. Существует лишь несколько сюжетов, мельком упоминающих творение человека. Так, на острове Элефантина, а также вообще в районе Асуана почитался бараноголовый бог Хнум, который вылепил весь мир на гончарном круге и таким же способом создал людей и животных. Вместе с человеком Хнум вылепил и его ка. В Фивах думали, что люди произошли из глаз бога Амона. В Гелиополе считали, что люди произошли из слез бога солнца Ра, причем здесь опять имеет место игра слов: по-египетски ремит - "слезы", ремет - "люди". В Гераклеополе счиали, что люди - "стадо бога" - произошли из тела бога-творца как точное его подобие. Для них он сотворил из хаоса небо и землю, для их дыхания - воздух, для их пропитания - животных, птиц и рыб.

Птах. Рельеф Были в древнем Егитпе и необычные концепции творения. В городе Мемфисе почитали бога Птаха (Пта), демиурга, который создал первые восемь богов, мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) "языком и сердцем" - задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком. Птах стоит во главе мемфисской эннеады (Девятки) богов: "Эннеада - это губы и зубы Птаха, уста которого назвали все вещи". Птах - язык и сердце эннеады, в нем заключены все боги. Амон-Ра В Фивах демиургом и царем всех богов называли бога Амона. В Большом гимне Амону говорится так: "Отец отцов и всех богов, поднявший небо и утвердивший землю… Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст… Царь, да живет он, да здравствует он, да будет благополучен, глава всех богов".

Я думаю, этого круга представлений вполне достаточно для знакомства с древнеегипетскими мифами о творении мира : ) Напоследок кратко обрисуем последнюю обещанную мною тему. Эта тема - отличие логики древнего человека от логики современного человека. Вы видите, мы перечислили много в чем-то очень разных, в чем-то сходных мифов о сотворении мира. Традиционно в отечественной науке считается, что их разнообразие коренится в том, что каждый миф происходил из отдельной местности. В каждой местности - свой миф, а потом, после объединения государства, все они перемешались в трудно понимаемую кашу. Однако в последние десятилетия взгляд на эту проблему значительно изменился. Ученые пришли ко мнению, что дело здесь в особенностях архаической логики. В древности считали, что одному явлению необходимо не одно объяснение, как мы считаем сейчас, а много, и чем больше разнообразных объяснений существует одному явлению, тем это явление понятнее и ближе. Довольно понятные объяснения этой особенности мышления желающие могут почитать в книге Рака, ссылка на которую есть в Школьной Библиотеке : )

Домашнее задание

В прошлый раз я ждала от вас больше рассуждений, чем навыков поиска ответа. В этот раз вопросы поставлены более конкретно. Я жду скорее четких ответов на четкие вопросы, такие ответы, конечно, легче искать :) Тем не менее, при ответе на некоторые вопросы, если хотите, можете порассуждать и/или отвечать в художественной форме. Тем, кто делал домашнее задание по предыдущей лекции, будет нетрудно ответить, ведь большинство из вас очень основательно отнеслось к его выполнению :) Для учеников Хогварца напоминаю, что в моем кабинете появилась книжная полка, где вы можете найти очень полезные материалы. Кандидатам советую пользоваться поисковиками yandex.ru и google.ru. Прошу всех представлять список источников - ссылок или книг, которыми вы пользовались при написании ответа.

Доклады

Доклад - задание НЕ обязательное. Вы можете, сдав ДЗ, сдавать или не сдавать доклад на свое усмотрение. Наличие или отсутствие доклада НЕ влияет на оценку за ДЗ. Равным образом оценка за доклад не зависит от оценки за ДЗ. Доклад сдается вместе с ДЗ или после того, как Вы отправили ДЗ, но в пределах текущего цикла. Максимальная оценка за доклад - 5 баллов. Объем доклада: минимум 1 страница Word, шрифт Times New Roman, размер шрифта 12, параметры страницы стандартные, пробел между строками одинарный. Обязательно указывайте источники.

  1. "Бог Амон - демиург",

  2. "Бог Птах - демиург",

  3. "Младшее поколение Великой Эннеады"

О лекции

Лекция для студентов всех курсов - 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7. Крайний срок сдачи домашней работы и докладов - 9 октября.

Все вопросы вы можете мне задать 1) в школьной совятне, 2) личной совой, 3) по тому же адресу, по которому вы отправляете мне домашние работы, 4) через ICQ, мой номер - 201935244.

В кабинет В Хогвартс
Отправить домашнюю работу


Хостинг от uCoz