Добрый день : )
Искренне рада видеть вас всех : ) Посмотрела я на свою лекцию и поняла, что сегодня со всех хватит и одной луны, а солнце лучше оставить на следующий цикл. Опять же, мне кажется, что поздняя осень - самое время для разговоров о луне.
Сначала обговорим некоторые общие моменты. Луна с ее неизменным убыванием и прибыванием связывалась в Египте в первую очередь с важнейшим моментом - двуединством умирания и воскрешения, изнашивания и обновления, дряхления и омолаживания, восстановления сил, причем постоянство лунного цикла свидетельствовало о непреложности этих процессов: за жизнью обязательно последует смерть, а за смертью - воскрешение. Поэтому в поздних текстах луну называют "повторяющей свои формы". Поэтому же лунное божество часто изображали юношей, но иногда и стариком, луна как бы олицетворяла эти крайние точки - пик юности и расцвета и пик старения. Во время Нового царства фараоны провозглашали себя "юными, как луна", подчеркивая этим, что силы и мощь фараона постоянно обновляются, невзирая ни на что.
Кроме того, луна была связана с плодородием; считалось, что сеять лучше всего в полнолуние, и даже минералы возникают в почве пустыни под влиянием лунного света. С рогами быка, одного из главных египетских символов плодородия, связывались рожки месяца, поэтому его часто называли "острый рогами".
Лунные затмения считались очень плохим знаком в Египте: несколько позднеегипетских текстов описывают, как небо проглатывает луну. Небо, как мы уже неоднократно говорили, - богиня, река, корова, крылья летящего сокола Хора. Правое око этого сокола - солнце, левое - луна. Солнце и луна, или "два света", как глаза - очень распространенный в Египте образ. На рисунке 1 вы видите левый профиль статуэтки сокола Хора; как вы понимаете, левый глаз птицы - лунный. На рисунке 2 - прекрасное лунное око.
Итак, луна - нередко око небесного сокола. Луна светит не так ярко, как солнце, потому что левый глаз Хора был когда-то поврежден. Здесь мы видим смешение двух разных образов Хора: Хора - небесного сокола и Хора - сына Исиды, ведь именно глаз этого последнего украл Сетх и разрезал его на куски. Позже бог Тот собрал воедино око и вернул его Хору. Иногда еще можно прочитать, что Тот и Шу поймали лунный глаз в сеть. Убывание луны поэтому связывалось с отрезанием Сетом кусочков от лунного глаза, а прибывание - с собиранием и воссоединением ока Тотом.
С эпохи Нового царства с луной стал связываться и сам Осирис. В этой версии убывание луны ассоциировалось с разрубанием тела Осириса на куски его братом Сетхом, а прибывание - с собиранием частей тела бога Исидой. Полнолуние - время наивысшего могущества, благополучия и здоровья Осириса, а вот новолуние - с его смертью. На рисунке 3 вы можете увидеть одну из нечасто встречающихся сцен собственно воскрешения Осириса - лежа на животе, оживающий бог поднимает голову и плечи.
С лунными богами в разных мифологиях часто связываются представления о счете и счете времени. Считают, что эта особенность связана с важностью лунных циклов, с легкостью привязки временя именно к фазам луны. Египет не был исключением: древнейший египетский календарь - лунный, а на представлении о дроблении лунного окак было основано иероглифическое написание и счет дробей. На рисунке 4 вы видите лунное око, поделенное на дроби.
С представлением о небе как реке связано то, что солнце и луна нередко представлены путешествующими через небо на ладье. О ладьях мы подробно поговорим в следующий раз, а пока запомните, что луна может изображаться на ладье, как на этой пекторали из гробницы Тутанхамона изображено лунное око (рисунок 5).
Время, когда солнце и луна одновременно стоят в небе в 14-й или 16-й день месяца, считалось очень важным; в новоегипетском Осирейоне этот момент назван "объединением двух быков", а в более поздних храмах в это время приносили в жертву два зеркала, символизирующие оба светила. В Фивах этот момент символизировал омоложение солнца Амона-Ра, когда его сын и наследник, бог луны Хонсу, принимал из рук отца управление космосом.
Как вы, без сомнения, уже заметили, солнечных божеств у египтян было несколько, - например, Ра, Атум, Хепри. Лунный бог тоже был не один: это Хонсу, Тот, Ях; лунный аспект присущ Осирису, Мину, Хору, некоторым богиням; в иных сложных текстах с луной могли быть так или иначе связаны и другие божества. Слово "ях", собственно, и означает по-египетски "луна", а когда оно пишется с детерминативом бога, то обозначает божество Яха. Об этом боге известно очень мало, нет никаких сведений ни о его храмах, ни о центрах культа. Все, что у нас есть - иконография бога и упоминания о нем в текстах.
Изображался Ях антропоморфно, либо в виде человека с головой сокола (рисунок 6), а манифестациями (проявлениями) Яха были месяц и птицы ибис и сокол. Эти птицы сближают Яха с другими лунными божествами. Имя "Хор" обозначает "высота", и поэтому сокол - проявление бога Хора - связывалось со многими небесными божествами - как с самим небом (Хор Ур), так и с солнцем (Ра-Хорахти) и луной - Ях изображался в виде сокола, с головой сокола изображался и другой лунный бог, Хонсу (рисунок 7).
Имя "Хонсу" означает "проходящий, пересекающий (имеется в виду небо), странник, путник". Этот бог (рисунок 8) часто изображался в виде юноши, закутанного в очень плотно прилегающую одежду или в погребальные пелены, и свободны были только его руки, целиком или частично. То, что Хонсу - именно юноша, легко определить по так называемому "локону юности" - отдельной длинной пряди волос, которую всегда оставляли на головах мальчиков и девочек и по которой на изображениях всегда можно отличить ребенка, подростка или юношу (девушку) от взрослого человека. Кроме того, Хонсу часто изображается с особенной загнутой бородкой, часто отличающей богов, и свободно висящее на шее ожерелье, причем когда Хонсу в этом ожерелье изображается в профиль, позади его плеч виден противовес. Кроме локона юности, на голове Хонсу нередко можно увидеть особую корону, своеобразный лунный знак, состоящую из лунного месяца, в котором покоится диск полной луны. Такую же корону часто носит Тот.
История образа Хонсу весьма занимательна : ) Бога луны Хонсу можно встретить уже в "Текстах пирамид" (рисунок 9). "Тексты пирамид" - это тексты, высеченные на стенах пирамид фараонов и цариц эпохи Древнего царства. "Тексты пирамид" призваны помочь царю преодолеть смерть и возродится в загробном мире; это и описание ритуала, и "подсказывание" текста и действий умершему царю, и констатация происходящего с ним в посмертии. И вот именно в "Текстах пирамид" Хонсу выступает как свирепое кровожадное божество, помогающее умершему царю охотиться на других богов, душить их и поедать, чтобы завладеть их силой. Это заклинание входит в так называемый "Каннибальский гимн" "Текстов пирамид". Позже, в среднеегипетских "Текстах саркофагов", - о том, что это такое, мы подробнее поговорим зимой, - Хонсу назван "яростью, сжигающей сердца". А вот в эпоху Нового царства Хонсу выступает уже как "прекрасный ликом" юноша (рисунок 10) - дитя в фиванской божественной триаде. В храмах Фив Хонсу дополнял изображения своих родителей, а также имел свои собственные святилища. Теперь его ипостасями становятся "Хонсу-дитя", "Хонсу-проводник" и - пожалуй, главная из них, - Хонсу Хесеб Ахау, "Хонсу, исчисляющий время жизни". Лунные божества часто связаны со временем, и египетская мифология здесь не исключение. Египетские лунные боги тоже связаны со временем, как Хонсу, так и Тот.
Тот, наверное, самое известное египетское лунное божество. Его называли "серебряным диском". Тот мог изображаться в виде ибиса (рисунок 11), павиана (рисунок 12), человека с головой ибиса, причем в любом случае Тот носит ту же лунную корону, что нередко и Хонсу - диск полной луны, покоящийся внутри месяца. Павианы - ночные животные, стрекотом встречающие появление луны. Длинный изогнутый клюв ибиса напоминает месяц, а черно-белое оперение воспринимали как указание на прибывание и убывание луны. Тот - создатель письма и счета, божество знаний, мудрости и магии, бог времени, покровитель писцов и посланник богов. На рисунке 13 вы видите павиана Тота в лунной короне и писца, которому Тот покровительствует. Во время загробного суда, когда сердце умершего лежит на одной чаше весов, а на другой - перо истины Маат, именно Тот зачитывает вслух перед лицом великой Эннеады список деяний.
Таков бог Тот, по-египетски Джехути. Об этом боге, как и о Хонсу, можно рассказывать еще очень и очень много : ) Но сегодня мы кратко упомянем три сюжета, связанные с лунной природой Тота. Во-первых, это дошедший до нас в основном благодаря трактату Плутарха "Об Исиде и Осирисе" миф, согласно которому Ра из ревности проклял богиню неба Нут. Из-за этого проклятия Нут не могла рожать детей ни в одни из дней года. В отчаянии Нут пожаловалась Тоту. Тогда Тот предложил луне сыграть в игру сенет на 1/72 часть света от каждого из дней 360-дневного лунного года. В итоге Тот выиграл ровно пять суток, и в каждый из этих дней Нут родила по ребенку - это и были Осирис, Исида, Сет, Нефтида и Хор.
Во-вторых, это эпизод из известнейшей "Борьбы Хора и Сетха" - цикла мифов, описывающих длительное противостояние между юным законным владыкой Хором и его дядей, вероломным Сетхом, перед лицом богов, в результате которого Хор все-таки был признан законным наследником Осириса и владыкой всей земли. Одни из этих эпизодов описывает, как коварный Сетх пригласил ничего не подозревающего племянника к себе в гости, а ночью попытался совершить над "ним дело победы" - изнасиловать его. В резульате Сетх был уверен, что у него все получилось, а на самом деле все было иначе : ) Чтобы очистить сына, Исида по его же просьбе отрубила ему оскверненную руку, вместо которой у Хора появляется новая, а затем Исида и Хор поместили семя Хора га растение латук в саду Сетха, которое Сетх благополучно съел. Сразу после этого Сетх и Хор вновь, в который уже раз, представли перед судом богов, где Сетх пытался дискредитировать племянника, сообщив о том, что ему, Сетху, удалось сделать с Хором. Но когда Тот, владыка истинных слов, воззвал к семени Сетха, оно откликнулось из воды болота, куда Исида бросила руку Хора. Когда же Тот воззвал к семени Хора, оно откликнулось изнутри Сетха, и вышло из его головы в виде золотого солнца. Разгневался Сетх и попытался схватить золотое солнце, но Тот забарл его и поместил на свою голову (рисунок 14). Это "золотое солнце", как вы понимаете, и есть луна. Таков второй лунарный сюжет, свзанный с Тотом.
Третий сюжет мы знаем из так называемой "Книги коровы". Там рассказывается том, как Ра приказал Тоту быть его заместителем на небе, освещать землю, пока Ра светит мертвым в Дуате: "Сказало величество этого бога Тоту: "Будь на небе вместо меня, пока я сияю для блаженных в Дуате. Да будешь ты вместо меня заместителем моим и назовут тебя: Тот, заместитель Ра". Таким образом, Тот - ночное солнце.
Мы охватили общие представления о луне в древнем Египте. Лунные божества могли отождествляться между собой, например, в поздних текстах нередко можно встретить Хонсу-Тота. Давайте вернемся к небесному соколу, левое око которого - луна. В эпоху Нового царсвта, когда Амон-Ра практически сделался универсальным богом, в одном из гимнов мы видим следующие строки: "Была земля во мраке, и стал свет после того, как ты возник. Озарил Египет лучами своими, когда диск твой засиял. Прозрели люди, когда сверкнул твой правый глаз впервые, левый же глаз твой прогнал тьму ночную".
Максимальная оценка за доклад - 5 баллов. Доклад будет принят только при наличии домашней работы.
Лекция для студентов всех курсов - 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7. Крайний срок сдачи домашней работы и докладов - 6 ноября.
Все вопросы - по домашним заданиям, материалам лекции, оценкам - вы можете мне задать 1) в школьной совятне, 2) личной совой, 3) по тому же адресу, по которому вы отправляете мне домашние работы, 4) через ICQ, мой номер - 201935244.
В кабинет | В Хогвартс | |
Отправить домашнюю работу |